Главная » Дома и улицы Москвы

Особняк на Малой Никитской

« Назад

06.06.2014 16:48

Не у каждого исторического здания судьба складывается столь необычно. Построенный в начале ХХ века отцом русского модерна Фёдором Шехтелем по заказу миллионера Степана Павловича Рябушинского, он стал пристанищем, где Горький провёл последние годы своей жизни.

Да и сам особняк очень необычен - ассиметричен,  с витражами и окнами разных форм и размеров.

Строительство роскшного особняка началось на Малой Никитской летом 1900 года - строился он  для Степана Павловича Рябушинского, одного из представителей третьего поколения династии Рябушинских. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Рябушинского 1

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903–1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов. Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах в духе ар-нуво состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея.

Рябушинский 2

Внутри здания также сохранены элементы модерна. К оформлению интерьера был привлечен М.Врубель. Шехтель пытался создать иллюзию подводного мира в холле. Самым ярким примером является «тающая» парадная лестница холла, сделанная из белого мрамора в форме волны. Люстра, подвешенная высоко над парадной лестницей, напоминает медузу, стены здания выкрашены в зеленоватый цвет, ручки дверей отлиты в виде морских коньков. Морские и растительные мотивы сохраняются и в остальных комнатах особняка на Малой Никитской.

Особняк на Малой Никитской – это красота, открытая сейчас всем. Справедливости ради нужно сказать, что, будучи частным домом, особняк не предполагал принимать многочисленных посетителей. Это камерный, интимный мир, предназначенный для одной семьи. Следуя популярной в эпоху модерна идее эстетизации жизни, Шехтель продумал каждую деталь внутренней и внешней обстановки, заботясь о том, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом пространстве изогнутых линий природных форм.

Органическое начало наполняло модерн, подсказывая архитектуру и свободную асимметричную планировку, и декор в виде цветов, бабочек, улиток. Особняк населяет все многообразие природного мира – растения, морские обитатели, насекомые. Любимые цветы модерна – подсолнухи, орхидеи, лилии, розы (каждый цветок имеет свое скрытое значение  создают не только эстетически оформленную среду, но и символически наполняют ее смыслом. Так и знаменитая лестница особняка Рябушинского в виде волны с медузой, которая при взгляде на нее сверху превращается в черепаху (олицетворения Жизни Активной и Жизни Созерцательной), становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного Восхождения человека. 

Вершину лестницы венчает  колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира. 

После 1917 года особняк Рябушинского был муниципализирован и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, Государственному Психоаналитическому институту, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей». С тех пор как Рябушинские покинули дом, когда зданием владел город, были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора.

С 1931 года в особняке жил А.М. Горький.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить