Главная » Дома и улицы Москвы

Московские вокзалы.Часть 1. Павелецкий вокзал.

« Назад

20.09.2014 11:49

1 сентября состоялось открытие Павелецкого вокзала, для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Само название вокзал получил по поселку Павелец Рязанской области. Вокзал связал Москву со Средним и Нижним Поволжьем.

жд 2

Надо сказать, что по просторам  12 густонаселенных губерний России  по просторам Черноземья и Поволжья пролегала Рязано-Уральская железная дорога – проходя через  Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань.  Но Москва при этом оставалась в стороне от путей Рязано-Уральской железной дороги. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку «вывозной» ветки Павелец — Москва. Строительство такой ветки давало  «выгодный исход в Москву хлебным избыткам южных уездов и ряда других губерний», а также помогало решать попутно и ряд  городских вопросов (например, облегчало поездки  московским дачникам в летний период).

Как ни странно, разрешение построить такую относительно небольшую по протяженности линию (237 верст) встретило немало затруднений.  В Петербург, где решался этот вопрос, на имя С.Ю. Витте была направлена телеграмма: «Ввиду интересов Москвы и Московской губернии, убедительно прошу Вас на предстоящем совещании поддержать ходатайство представителя Московского земства о направлении новой ветки с Павельца на Москву через Каширу, которую просит разрешить вести Рязанско-Уральская дорога, а не по городам Михайлов - Зарайск, согласно ходатайства Московско-Казанской, очевидно захватывающей местный район и совершенно обходящей Московскую губернию". В итоге Кабинет Министров высказался в пользу Рязанско-Уральской. А вскоре, в мае 1897 года, последовало и благосклонное разрешение Николая II.

1909 

За право осуществить у постройку состязались Рязанско-Уральская и Московско-Казанская дороги  - два   транспортных гиганта того времени. Однако после анализа проектов выяснилось, что проект Казанской железной дороги  более выгоден  самой дороге, нежели Москве. А вот Общество Рязанско-Уральской  железной дороги сумело выйти победителем  и получило поддержку  Московского Генерал-Губернатора Великого Князя Сергея Александровича, дяди Николая II.

Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Как ни странно, затянулось  строительство самого вокзала. В этой связи некоторое время от станции Загорье (ныне Бирюлево) по соединительной линии поезда переводились  на соседнюю дорогу до ст. Царицыно, откуда они следовали на Курский вокзал. Подобная передача поездов осуществлялась до сентября 1900 года, когда, наконец, закончилось строительство долгожданного вокзала на Зацепе. В управлении Рязанско-Уральской, что располагалось в Москве на Никольской улице, по поводу ввода в строй Павелецкого участка был дан большой банкет. А на самом вокзале  отслужили молебен с водоосвящением.

1908 во время наводнения

Павелецкий вокзал во время наводнения 1908 г.

Надо сказать, что при строительстве вокзала обсуждалось несколько вариантов его размещения.  В частности, были предложения разместить «станцию в местности Дровяной и Конной площади» (ныне на этом месте расположен Шаболовский телецентр), расположить вокзал «у Спасской заставы», решившись на пристройку железнодорожного моста через Москву-реку (сегодня это площадь Крестьянской заставы). В итоге выбор пал на  Зацепу. 

Следует иметь в виду, что местность по правому берегу Москвы-реки от Данилова монастыря и до Зацепы, где решили вокзал и станцию, представляла собой обширную затопляемую болотистую низину - старицу реки. Зимой ее использовали для «свалки снега и грязной сколки льда с улиц города». Весной там долго стояла талая вода, и громадные лужи нередко оставались до осени. Впоследствии на этой старице вольготно расположились обширные огороды.

С учетом этих особенностей местности до прокладки путей и возведения построек в низину было подсыпано свыше 70 тыс. кубометров грунта. Правда, железнодорожная компания выиграла в другом: снос жилых строений здесь был минимальным, что значительно удешевляло строительство.

Павелецкий  вокзал построен  по канонам своего времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна пропускали много света, имелся широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам - билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре - высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

1915

                                                          Павелецкий вокзал 1915 г.

Заметим, что в  те годы разница в привилегиях классов была весьма значительной. Так, согласно указанию Департамента железных дорог от 1886 г. (действовало в России до 1917 г.), при расчете площади на каждого пассажира первого и второго классов полагалось до одной квадратной сажени (т.е. 4,5 м 2), а на пассажира третьего класса — только 0,33 саж. Эти нормы были строго соблюдены и на Павелецком вокзале.

Строительство вокзала преобразило всю прилегающую местность. Громадную пустошь Бахрушинского владения, находившуюся против вокзала, стали застраивать домами, провели рельсы для конки, а затем и трамвая. В округе появились магазины, лавки, трактиры, меблированные комнаты, конторы. Квартал справа от вокзала отвели под обширный Зацепский рынок. Он процветал, поскольку товары привозили по железной дороге быстро и дешево. Рынок был популярен у нескольких поколений москвичей, подмосковных молочниц и огородников.  Общество Рязанско-Уральской железной дороги между пассажирским вокзалом и товарной станцией Павелецкой «выстроило ряд лабазов, замкнутых большим зданием, превосходящим сам вокзал; здание предназначалось для сделок при покупке и продаже хлеба«. Предполагалось, что с открытием дороги здесь будет крупный центр хлеботорговли. Для заключения биржевых сделок был заранее предусмотрен специальный зал. В результате Павелецкая в скором времени стала важнейшим центром снабжения столицы и тяготеющих к ней районов зерном, мукой, крупами, другими товарами.

1934

Павелецкий вокзал, 1934 г.

Для привлечения клиентуры Рязанско-Уральская дорога на Варварке в самом деловом центре Москвы открыла «Городскую станцию для приема и отправления грузов по железной дороге и разных грузовых операций». В московских газетах стали публиковаться заманчивые сообщения о том, что провоз товаров от ст. Москва-Павелецкая обходится гораздо дешевле и скорее, чем другим путем. И действительно, перевозки на дороге стали быстро расти

Интересный факт. Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал некоторое время после постройки в документах именовался «Саратовским», а привокзальная площадь - «Саратовской. И только после войны официально утвердилось название «Павелецкий вокзал».

1950

Павелецкий вокзал, 1954 г.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить