Главная » История Москвы в лицах

Эль Лисицкий: башни огромные, колоссальные..

« Назад

27.11.2013 17:10

В 1831 году Гоголь, самый мистический писатель России писал: «Башни огромные, колоссальные необходимы в городе… Кроме того, что они составляют вид и украшение, они нужны для сообщения городу резких примет, чтобы служить маяком, указывавшим бы путь всякому, не допуская сбиться с пути. Они еще более нужны в столицах для наблюдения над окрестностями». «Строение должно неизмеримо возвышаться почти над головою зрителя, — продолжает Гоголь, — чтобы он стал, пораженный внезапным удивлением, едва будучи в состоянии окинуть глазами его вершину. И потому строение всегда лучше, если стоит на тесной площади. К нему может идти улица, показывающая его в перспективе, издали, но оно должно иметь поражающее величие вблизи. Чтобы дорога проходила мимо его! Чтобы кареты гремели у самого его подножия! Чтобы люди лепились под ним и своею малостью увеличивали его величие! Дайте человеку большое расстояние — и он уже будет глядеть выше, гордо на находящиеся пред ним предметы; ему покажется все малым».

И Москва явила такие башни миру… Современные кареты  гремят у подножия гордых сталинских высоток  - "семи сестер" "Сестры"  ортодоксальны, гармоничны, внушительны и  величественны. Возможно, не столь функциональны, но величественны.

Однако  мало кто знает, что до осуществленных в 50-х годах сталинских высоток, существовал проект Э.Лисицкого – проект восьми высоток, горизонтальных небоскребов.

Лазарь (Эль) Лисицкий — знаменитый архитектор, дизайнер, художник, теоретик и преподаватель. Один из выдающихся представителей русского авангарда. Его проекты отвечали духу времени – новому пролетарскому искусству - и даже сегодня они кажутся футуристическими и очень необычными. Что должны были думать о них  тогда - когда горячая вода в доме была верхом цивилизации, а телефон в квартире могли себе позволить лишь избранные.

Один из самых интересных, с точки зрения теоретиков архитектуры, и известных его  проектов - горизонтальные небоскребы (1923-1925), которые   архитектор предложил возвести на пересечениях Бульварного кольца с основными радиальными транспортными магистралями (непосредственно над проезжей частью).

Только представьте себе это....

                                               Эд Лисицкий 3

Это должны были быть однотипные здания для центральных учреждений в виде вытянутых по горизонтали двух-трехэтажных корпусов с центральным коридором. Корпуса подняты над землей на высоту около 50 метров  на трех вертикальных опорах, в которых размещены лифты и лестницы.

Восемь небоскребов вытянулись бы над дорогами, если бы проект архитектора был претворен в жизнь.

Небоскребы предполагалось возводить так, чтобы со стороны Кремля или "из области", каждый из них смотрелся одинаково, что служило бы дополнительным направляющим ориентиром - поскольку  планировалось ввести свой цвет для каждого из 8 сооружений. И одно из  планируемых удобств -  через небоскреб можно было бы попасть в метро. Так, выходишь из метро на площади Пречистенских ворот - тебя  встречает красный небоскреб, на Пушкинской - зеленый или фиолетовый, на Арбатской - голубой или синий.

Этот проект не получил воплощения в жизнь. Сегодня мы лицезреем другие высотки. Семь классических "сестер", прочно вызывающих  образ вождя, по чему одобрению и велению они были построены....

Почитать на эту тему:

В. А. Шишанов. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск, 2007

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить