Главная » История Москвы в лицах

Федор Шехтель: гений русского модерна

« Назад

16.04.2014 11:17

Он строил особняки, загородные дома, театры, вокзалы, банки, гостиницы, создавая  уникальные интерьеры. Каждый новый его проект ощутимо отличался от предыдущего, был неповторимым и своего рода единственным в своем роде. 

Федор Осипович Шехтель - несомненно, один из самых интересных  русских  архитекторов на рубеже XIX- XX веков. Непревзойденный мастер модерна, большинство творений которого находятся в Москве -  в городе, где зодчий провел большую часть своей жизни.

Шехтель

Шехтель Федор Осипович  родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. При рождении  мальчику дали имя Франц-Альберт, как называли многих мужчин в роду Шехтелей. Вроследствии, приняв православие, он сменил и стал Фёдором.

Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов,где находилось фамильное дело братьев Осипа Шехтеля. Здесь, в Саратове, Фёдора окружала пышная атмосфера праздников и живой, многоликий мир театра. Известность семьи, развлекательные мероприятия, устраиваемые в Саратове в те годы, все это не могло не сказаться на характере будущего зодчего, яркого и жизнерадостного человека.  Однако в 1867 году в жизни семьи происходит череда трагических событий - отец Фёдора умирает от простуды, полученной при пожаре в театре и переросшей в острое воспаление легких. Вскоре умирает и дядя Франц. Финансовое положение семьи очень сильно ухудшается. Трудности были столь значительны, что вдова Осипа Шехтеля, Доротея Карловна, вынуждена была отдать на усыновление двух младших детей, а сама переехать в Москву, где она по протекции своего родственника Тимофея Ефимовича Жегина, гласного Саратовской городской думы и хорошего приятеля Павла Третьякова, основателя известной галереи, устроилась экономкой к нему в дом.

Как позднее вспоминал сам архитектор, он уехал из Саратова «лет шестнадцати». К тому времени он окончил полный курс наук 4-х классов приготовительного училища при Саратовской католической семинарии. «Профессии не выбирал – было решено давно: конечно же архитектурное отделение училища живописи, ваяния и зодчества. Однако и работал: не птица Божия – кормиться надо. Жалею: был отчислен за плохую посещаемость. Зато у Каминского, Чичагова, Терского работал. С 24 лет самостоятельно».

Таким образом Шехтель остаётся без диплома, что не позволяет ему самостоятельно воплощать в жизнь свои архитектурные проекты, и он увлекается работой художника, делает иллюстрации, оформляет книги и журналы, рисует театральные афиши, обложки для нот, виньетки. 

В 1882 году Федор поступает на службу к театральному режиссёру и антрепренёру Михаилу Валентиновичу Лентовскому. Здесь он участвовал и являлся исполнителем режиссерских идей Лентовского. Самой заметной работой был открытый театр «Антей», построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле в Москве (1883-1886). Также по проектам Шехтеля для Лентовского сооружались галереи и театры в парках, открытые эстрады, павильоны. В Санкт-Петербурге Шехтель построил для него театр «Ливадия» и ресторан «Кинь-Грусть» в «китайском» стиле.

рисунки шехтеля 1

Примерно в те же годы Федор Осипович работал помощником декоратора Большого театра К.Ф. Вальца – непревзойденного мастера, сказочных превращений и метаморфоз, «мага и волшебника», как его называли, прославившегося постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Шехтель создавал костюмы и декорации по заказу Вальца. 

Первая самостоятельная работа Шехтеля – дом фабриканта Щапова, который был построен в 1878 году на углу Немецкой (Бауманской) и Денисовского переулка. официально этот дом считался  работой архитектора  Каминского, под началом которого работал Федор Осипович.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой -  на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах, напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским архитектором.

 Дом морозовой  Дом морозовой 2 Дом морозовой 3

Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

После завершения работ над домом С. Морозова Шехтель сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом, дающий право производства строительных работ.

Пик творчества Шехтеля  выпал на дореволюционный период - 1894-1907 годы. Его трудолюбию не было предела - он проектировал и строил особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, кажщдый раз создавая уникальные интерьеры. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке и Ярославский вокзал.

Дом морозовой

Так, в 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П. Чехова. Так здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик.

МХТ 1

Не менее талантлив Шехтель был и как церковный зодчий, творивший как для христиан, так и для старообрядцев и лютеран. В Москве, на углу 1-й Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека, им была построена Никольская часовня в память о дне бракосочетания государя Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. До нашего времени эта постройка не сохранилась. В Москве Шехтель строил домовые храмы, усыпальницы, надгробия, но многие его проекты так и не были осуществлены.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики на Большой Садовой, 4.

Дом шехтеля 1

У Федора Осиповича Шехтеля с Натальей Тимофеевной было трое детей. Сын Лев стал живописцем и теоретиком искусств, дочь Вера художником оформителем, а Екатерина занималась воспитанием племянников и их детей.

Как принято было говорить, революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался адаптироваться в новой жизни. Однако началась Гражданская война и строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом он занимал высокие посты, был председателем Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри.

Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке  в Нескучном саду.

Павильен

Хотя Шехтель создавал новые проекты: Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все они были отклонены.

Гениального архитектора и профессора, прославившего Россию за рубежом, Ф.О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в Москве и по всей стране, человека, который принес много пользы стране и после революции 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало даже на лекарства. Тяжелобольной  архитектор голодал и жил в нищете. А последние годы  жизни провел в коммуналке у своей дочери Веры.

Умер Фёдор Осипович 7 июля 1926 г., не дожив до своего 67-летия.

рисунки шехтеля 2

Диван с лампой для столовой в особняке Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить