Главная » Корзина, картина, картонка и.... Быт москвичей

Москва театральная в начале 20 веке

« Назад

24.03.2014 10:10

В 1914 году журналист Н. Н. Вильде писал: «Сядьте в московский трамвай – вагон наполнен театральными разговорами. Мы заполнены театром всех видов и направлений. Panem et circenses! Только мы жаждем не дарового хлеба и зрелищ, как римская толпа, а оплачиваем их дорогой ценой». 

Сомов

В дореволюционные годы в Москве действовали два «Императорских» театра (то есть финансируемых из казны и управляемых чиновниками): Большой и Малый, а также несколько частных.

Дрн Кихот

Господствующую роль в истории русского театра постоянно играли Императорские театры. Причем с упразднением театральной монополии в 1882 г. значение Императорских театров не уменьшилось, так как  обладая обширными средствами и не имея необходимости в материальном успехе, они имели возможность привлекать лучшие артистические силы и лучшие из появляющихся пьес.

Театры начинали работу в конце августа, а завершали в апреле. При этом в течение первой, четвертой и седьмой недель Великого поста театры представлений не давали, так как закон запрещал русским труппам показывать спектакли в это время. Разрешались к публичному исполнению духовные песнопения и драма религиозного содержания «Царь Иудейский», автором которой был великий князь Константин Константинович.

Следует напомнить, что в 1839 вышло «Положение об артистах императорских театров», по которому утверждалось деление артистов по амплуа на 3 разряда:

1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматического искусства, режиссёры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, солисты балета, главный костюмер и дирижёры оркестра,
2) исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфлёры, «гардеробмейстеры», музыканты, «театрмейстеры», «скульпторы», фехтмейстеры,
3) хористы, актёры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы, певчие, надзиратели нотной конторы и др.

                       актриса 1    актриса 2  актриса 3   актриса 4  

Структура императорских театров строго придерживалась системы актёрских амплуа. Актёры делились по исполнениям ролей: трагики, комики, первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки, травести и т. д.

актер 2 

Такого деления актеров на амплуа Русские Императорские театры держались до 1882 года, когда комиссия (А. Н. Островский, А.А. Потехин и Д. В. Аверкиев), разрабатывавшая основания реформы художественной части Императорских театров, постановила упразднить деление артистов по амплуа".

Что касается репертуара театров, то следует сказать, что конец 19 -начало 20 в. - это время новаторских театральных идей — новые театрально-драматические эстетики Станиславского, среди прочего отказавшегося от строгой системы актёрских амплуа, чуть позже появились Фореггер, Таиров, Вахтангов.

Золотая рыбка Большой

В 20 в. театральные реформы осуществляли частные театры (МХТ, Мастфор, Камерный театр таирова, Московская частная опера Мамонтова, пера С.Зиминаи др.). Именно туда стали обращаться со своими произведениями и новаторскими идеями молодые авторы, композиторы, режиссёры, когда отказывали в постановке Императорские театры. Именно так произошло с оперой "Золотой петушок" Римского-Корсакова, которой было отказано в постановке на Императорской сцене, но премьера которой успешно прошла в 1909 году в частном театре С.Зимина.

О репертуаре московских театров в 1901 году шутливо писал журнал «Искры»: «В Большом и Малом – археология, в Новом – ничего нового. У Станиславского с Немировичем – декаденщина; в Частной опере, сказывали, точно – поют. Интернациональный театр – один скрежет зубовный».

В 1910 г. литератор и театральный деятель И. И. Шнейдер писал: «В театрах Сабурова давали фарсы с обязательным раздеванием и беготней в одном нижнем белье по сцене. Со сцены не сходили „Тетка Чарлея“ и „Хорошо сшитый фрак“. У Незлобина шла сексуальная пьеса Осипа Дымова „Ню“ и делали полные сборы „Псиша“ Юрия Беляева и „Орленок“ Ростана, где в роли герцога Рейхштадского выступал актер Лихачев, ставший фаворитом обывательской Москвы. 

Конечно, не стоит забывать, что на этот период приходился расцвет Московского художественного театра, в Большом потрясали своим искусством Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и многие другие замечательные артисты. 

Следует сказать и о явлении, характерной и для современной театральной Москвы - барышниках. Чтобы попасть, например, на спектакль Большого театра, очередь в кассу традиционно приходилось занимать задолго до рассвета. Тем, кому не хотелось тратить время на многочасовое ожидание, всегда были готовы прийти на помощь «барышники» – спекулянты билетами.

По старой московской традиции выход в театр, кроме желания насладиться зрелищем, был связан со стремлением «себя показать». Появление на людях позволяло дамам блеснуть новыми туалетами и драгоценностями.

возвле театра

 Феерическим зрелищем был разъезд зрителей после окончания спектакля. Чтобы хоть как-то упорядочить мешанину из экипажей и автомобилей возле выхода из театра, каждый раз назначали специальный наряд полиции во главе с офицером. Здесь же дежурили специальные посыльные, которые за небольшое вознаграждение разыскивали нужный экипаж и передавали кучеру приказ хозяев «подавать» к подъезду.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить