Главная » По улицам ходила большая крокодила: московские истории

Генеральный план реконструкции Москвы 1935-го года

« Назад

27.11.2013 15:50

Генеральный план реконструкции Москвы 1935-го года - один из самых масштабных архитектурных проектов XX века.  

Летом 1932 г. оставшийся «на хозяйстве» в Москве Каганович пишет отдыхающему в Сочи Сталину: «я Вам уже писал, что мы занялись вплотную вопросом о генеральном плане Москвы и об архитектурном оформлении домов, площадей, улиц. Должен сказать, что архитекторы проявили известную ограниченность и пассивность, старые все еще под влиянием Шестаковских и Щусевских планов, а молодые витают в небесах и носятся с проектами построить рядом новую Москву, а нынешнюю оставить как музей для истории, по этой нелепой чуши пришлось ударить, одновременно резко критикуя и отвергая Шестаковщину. Москва исключительно благоприятствует перестройке и усовершенствованию с ее радиально-кольцевой системой, она несравненно легче поддается перепланировке, чем например, Париж. Кроме того, в Москве 86% домов одно и двухэтажные, и если мы только не затянем с планом, то мы можем в плановом порядке в течение определенного времени ее коренным образом преобразовать».

Первейшей предпосылкой Генплана 1935 года была именно идеологическая - показать эффективность советского руководства, продемонстрировать успехи социалистического строительства.  

В генплане реконструкции  Москвы 1935 года  главный акцент  делается на изменении образа города Москвы в глазах «трудящихся всего мира» и остального населения. Иначе говоря, довлеющее значение имеет идеологическая концепция модернизации и застройки  города, подчиняющая себе все остальное. Согласно генплану,  город должен стать столицей  (витриной) социалистического государства, а в контексте мировой революции – всемирной столицей социализма, «образцом  для всех столиц мира» , как назвал позднее Москву  И. В. Сталин.

                                   Дворец Советов 

                                       Дворец Советов. Невоплощенный проект

Теоретическая основа сталинской архитектуры состоит из следующих принципов.  Следует использовать только элементы классической архитектуры, опирающейся на античность – древней Греции, Рима, итальянского Возрождения, русского ампира. В национальных республиках допустимо пользоваться также элементами местных исторических стилей. Не допустимы к использованию готика и модерн. Нежелательно барокко. Категорически исключены западный функционализм и отечественный конструктивизм. Монументальность и тяжеловесная уравновешенность – почти непременные качества стиля.  Архитектура обязана быть радостной, приподнятой и ликующей, изображать восторг и величие. Обязателен «синтез искусств», то есть украшение архитектуры скульптурой и живописью.

В угоду пристрастию к крупным архитектурным формам изгоняется  все мелкое,   изогнутое,  уютное. Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом  будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы».

 

                                             Наркомтяжмаш 1934 

                                    Невоплощенное здание Наркомтяжмаша на Красной площади.                                                                                

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что на втором плане была стояла необходимость в обеспечении жильем население города, постройке административных и производственных помещений; создании удобной инфрастуктуры города: дорог, образовательных, медицинских и других общественных учреждений. Ведь в досоветской России коммунальная система, множество других отраслей были только в зачатке. 

План начинается с описания ситуации, из чего делается вывод о необходимости коренной реконструкции:

"Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, за-громожденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта - мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства"

Согласно плану реконструкции города предусматривались проведение трех диагональных  магистралей  длиной  от пятнадцати  до  двадцати   километров   каждая   и  трех  новых   радиальных магистралей,  расширение  Красной площади,  строительство широких  набережных,  одиннадцати новых  мостов  и  новых железнодорожных путепроводов, 530 новых  школьных зданий, 17  новых больших больниц и 27  семи  амбулаторий, 9 новых огромных  универмагов, закладка  мощного, шириною в десять  километров,  защитного  поясного  массива  парков и  лесов,  который кольцом окружит город, расширение районных парков в пределах города.

В это же время сносили памятники архитектуры. В соответствии с политикой партии, ведущей борьбу с церковью, особенно пострадали культовые сооружения. В 1920-1930 гг. Москва лишилась Чудова, Вознесенского, Страстного монастырей, многие храмы уничтожали или передавали под складские, фабричные помещения и конторы. Активным защитником памятников старины был архитектор П. Д. Барановский, благодаря его заступничеству до нас дошли многие из «приговорённых» зданий.

Говорят, когда сносили Казанский собор на же Красной площади, протестовали многие архитекторы. Возражали, говорили о  красоте собора, о его уникальной эстетике, о значении конкретно этих памятников для русской истории. «А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь», — ответил товарищ Каганович. 

Формирование нового центра Москвы потребовало больших работ.

Во-первых, коренным образом реконструировали  центр, где расширили площади и проезды. Красная площадь расширена вдвое, до 9 га, за счет  сноса  зданий - были снесены постройки старого Охотного ряда (представляющие собой антисанитарное скопище торговых ларьков, лавок и складов). На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны. Снесены были  также постройки, затеснявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана хаотичная застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки. Проведенные реконструктивные мероприятия дали впечатляющий художественный результат. Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы.

                                   Тверская - реконструкция 

                                    Реконструкция Тверской улицы

Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, со спусками, парапетами или чугунными решетками, были закончены к 1937 г.

В период с 1936 по 1938 г. в Москве были не только сооружены девять новых, но и реконструированы три старых моста. Это были сложные технические работы, пролеты мостов доходили до 168 м при ширине проезжей части не менее 40 м. Новые мосты принадлежали к числу крупнейших в Европе. Они строились с таким расчетом, чтобы пропускать большие волжские суда, поскольку 1 мая 1937 г. уже вошел в строй канал им. Москвы. Обводнение волжской водой системы рек и каналов столицы, создание мощных водохранилищ в ее окрестностях не только обеспечило город водой для промышленных и питьевых целей, но и способствовало улучшению микроклимата города.

Генеральный план реконструкции и развития города Москвы 1935 года, предполагавший  увеличение территории города с 28,5 тысяч га до 60 тысяч га, был рассчитан на десятилетие, однако начавшаяся Великая Отечественная  война внесла свои коррективы: работы по  осуществлению плана были  прерваны и возобновлены  после войны.

К 1953 году    строительство Москвы  согласно генплану реконструкции и внесенным  в него изменениям было завершено. Завершение строительства  последней  крупной стройки (высоток) Москвы совпало со смертью вождя. Логично, что созданное в соответствии  с генеральным планом  1935 года  архитектурное пространство Москвы  получило  название «сталинского ампира», «сталинской Москвы», «сталинского стиля».

 

Почитать на эту тему:

 Москва. Годы обновления и реконструкции. - М., 1977

генеральный план реконструкции города Москвы. - М., 1936

Сталинские небоскребы. От Дворца Советов к высотным зданиям. - М., 2011

В.Чекмарев Сталинская Москва. Становление градостроительной темы "мировой коммунистической столицы". - М., 2010



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить