Главная » По улицам ходила большая крокодила: московские истории

Наводнения в Москве: стихия воды

« Назад

14.11.2013 16:46

Весенние паводки на Москве-реке всегда становились серьёзной проблемой для московских жителей. Но иногда приобретали характер стихийного бедствия.

Так, в XVII веке отмечены три весенних наводнения. При этом в 1655 году ледоходом была разрушена наружная стена Кремля, а в 1687 году снесло четыре наплавных моста через реку. В XVIII веке упоминается о семи наводнениях: в 1702, 1703, 1709, 1753 (снесло колокольню церкви Георгия на Балчуге), 1778, 1783 (рухнул застроенный торговыми лавками Каменный мост) и 1788 годах. Тогда было решено создать Водоотводный канал, защищавший район улиц Бахрушина, Новокузнецкой, Пятницкой, Якиманских. В XIX веке достаточно крупные наводнения в столице случались в 1788, 1806, 1828 и 1856 годах.

Одним из самых значительных считается наводнение в Москве 1908 года. Случилось оно в Страстную неделю с 10 по 14 (23–27 по новому стилю) апреля 1908 года, когда вода поднялась на 9 метров.

              1908-9 1908-4

Из "Доклада Московской городской управы о ее мероприятиях по борьбе с наводнением, организации помощи пострадавшим и о размерах убытков, причиненных наводнением 25 апреля 1908 года»:  

"Накануне Светлого праздника Москву посетило огромное бедствие: разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания... Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12-ти полицейских участков города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой. Наводнение этого года охватило до четырех миллионов квадратных сажен, то есть почти 1/5 всей площади города”.

С парапетов всех мостов спускали к поверхности реки веревки с петлями на конце, чтобы за них могли ухватиться тонущие или случайно смытые течением. Залитые водой улицы были непроходимы, бездействовала конка. Из разных частей Москвы, перерезанных наводнением, горожан перевозили туда и обратно через мосты на телегах и пролетках извозчики. По улицам, между домами, жителей развозили лодочники. Состоятельная публика забавы ради снимала лодки напрокат и каталась по "московской Венеции” среди затопленных зданий, садов, площадей. На всех высоких мостах стояли толпы зевак, наблюдая, как вешние воды несут очередное бревно или бочку. 

    1908 -3 1908-6

Московский губернатор Владимир Федорович Джунковский вспоминал, что  на Павелецком вокзале вся площадь была залита водой «Последний поезд отошел в 6 часов вечера с большим трудом, колеса не брали рельсов, наконец, подав поезд назад, с разбега удалось поезду двинуться, и он, рассекая воду подобно пароходу, вышел на сухое место. Вода на станции достигала второй ступеньки вагонов».

                                  1908-7

Кстати, во время наводнения пострадал  сахарный завод Гепнера  - убытки составили  7 миллионов рублей. Владельцу предлагали вывезти из завода весь сахар и брали за это 4 000 рублей. Гепнер отказался и Москва-река в продолжение целого дня текла сладкой водой.  

 Следующее и последнее наводнение в Москве случилось в 1931 -  подъем воды составил 6,8 м. Для борьбы с этим стихийным бедствием в верхней части бассейна Москвы-реки были  сооружены Истринское, Можайское, Рузское и Озернинское водохранилища. Кроме того, русло реки в черте города местами расширено, резкие изгибы спрямлены, берега укреплены гранитными стенками набережных. После этого наводнения в черте города проходили почти незаметно. 

                          1950



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить